ЗНАЧЕНИЕ  МУЗЫКИ  КАК  ВИДА  ИСКУССТВА

 

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Б. Кабалевский

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего её удивительной возможностью отобразить переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поёт солдат в походе – песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг, мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории.  В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени – «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до великой победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создаёт знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несёт фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминает композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая….. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

В этом другая особенность музыки – объединять людей, в едином переживании. Стать средством общения между ними, воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого.  П. И. Чайковский говорил: «Может быть, никогда в жизни не был польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая анданте моего квартета и сидя со мной, залился слезами».

Яркие художественные музыкальные произведения, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет.  И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и завершение. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Ещё одна интересующая нас особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Версия
для людей с
ограниченными
возможностями

НОКОД

Изменения на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
546687

Кто на сайте

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика