С рождения и до трёх лет.

У вас родился ребёнок. Многие родители считают, что если ребёнок не плачет, к нему не нужно походить, брать на руки, общаться. Нам так удобней. Некоторые уверенны, что с ребёнком разговаривать бесполезно, так как он ничего ещё не понимает. И с таким отношением ребёнок действительно будет понимать гораздо меньше, чем его сверстники, с которыми общаются. Не ленитесь общаться со своим ребёнком, не бойтесь брать его на руки, в два, три года он сам не захочет сидеть на руках. Ведь вокруг столько интересного!

В раннем возрасте ребёнок пользуется простыми словами, фразами. Предложения для него ещё не доступны. Но он учится от окружающих. Нарабатывается «банк» предложных конструкций, которыми в дальнейшем ребёнок начнёт пользоваться. Практически всегда мы отвечаем на вопрос ребёнка, не помогая при этом его задать. «Ты хочешь машинку? На, держи.». Из – за нехватки средств общения дети очень долго показывают, что хотят, не проговаривая просьбу. Или пользуются простыми звуками, словами. Проговорите за ребёнка предложение, подходящее к ситуации, а затем сами и ответьте. (Саша показывает пальчиком на книжку, стоящую высоко. Кричит, от нетерпений подпрыгивает, топает ногами. Мама говорит от лица Саши; МАМА, ДАЙ МНЕ КНИГУ, КНИЖЕЧКУ. И отвечает уже от своего лица; НА, САШУНЯ, ДЕРЖИ КНИЖКУ). Поступая таким образом, мама помогает Саше накапливать запас предложных конструкций, учит задавать вопросы и отвечать на них. Называя одно слово в разных вариантах (КНИГА, КНИЖКА, КНИЖЕЧКА), мама формирует словарный запас ребёнка.

 

Общайтесь с ребёнком в режиме двухголосного общения. Говорите за ребёнка его реплики, повторяйте за ним сказанное, делая акцент на ошибке. Повторяйте правильно!!! Особенно если у ребёнка проблемы с произношением или с выстраиванием предложения, повторите, протянув звук, сказанный неверно. Проговаривайте слова по слогам. Прежде всего ребёнок учится воспринимать рисунок слова, его оболочку, а уж затем наполняет её звуками.

Не требуйте от ребёнка в таком возрасте проговаривать всё правильно. Это может вызвать негативизм к говорению, и даже к общению. Просто говорите побольше сами, и в один прекрасный момент ребёнок начнёт повторять за вами, стараясь правильно протянуть звуки, протянутые вами, проговаривать верные окончания слов, которые выделяли голосом вы.

Но если ребёнок не проявляет стремления к общению, эмоционально не реагирует на мать, или нет качественных голосовых проявлений (не пытается что – либо сказать, молчит или просто издаёт звуки) обращайтесь к специалистам сразу!

 

С трёх лет происходит быстрое накопление средств общения. Начинает усиленно развиваться речь. Особенно если ребёнок посещает детский сад.

Начиная посещать детский сад, ребёнок сталкивается с многообразием словесных выражений, форм общения. Каждый ребёнок усваивает новые словесные обороты, делясь при этом своим опытом. В этом возрасте рекомендуется посетить логопеда. Специалист может выявить проблемы, не замеченные ранее, определить степень нарушений, если таковые имеются. Вовремя оказанная помощь может избавить вас и вашего ребёнка от проблем общения и от школьных трудностей.

Накапливайте словарь ребёнка словами - предметами, словами - признаками и словами – действиями. Используйте несколько вариантов обозначения одного слова. (Рука, ручка, рученька, ручёночка и т.д.). (Мы идём, топаем, шагаем, передвигаемся и т.д.). (Мама добрая, ласковая, хорошая и т.д.).

Побольше эмоций!!!

Обращать внимание на руку следует постоянно. Как ваш ребёнок держит ложку. Неправильный обхват способствует закреплению неверной постановки руки при письме. Мышцы руки не укрепляются. В дальнейшем, возможно, он так – же будет держать и ручку. Какой рукой ребёнок рисует, пишет, ест? Если ребёнок рисует правой рукой, а пишет левой, - не настаивайте на смене руки. Так – же, если ребёнок пишет двумя руками, то правой, то левой.

Покупайте побольше раскрасок, обводок.

Краски и пластилин должны быть доступны.

Не бойтесь давать ребёнку ножницы.

 

С пяти лет.

С пятилетнего возраста уже можно начинать готовить ребёнка к школьному обучению. Раскраски помогают укрепить кисть руки. Купите книжки с занимательными упражнениями. Рисуйте задания сами. Рисуйте вместе с ребёнком. С пяти лет.

Нарисуйте половинку предмета. Предложите ребёнку дорисовать так – же. Из обычного круга, овала, попросите дорисовать шарик, снеговика, кошку и т.д. Трудно рисовать, а ещё труднее дорисовывать. Ребёнку приходится дополнять и изменять свой шаблон рисунка, который уже имеется на более трудный, может даже не знакомый ему ранее шаблон. Легче нарисовать с самого начала, чем дорисовывать чужое.

Очень полезно зеркальное отражение, дорисовывание по шаблону, дописывание букв. Нарисуйте несколько прямых палочек, и предложите ребёнку найти в алфавите и дописать все (печатные) буквы с прямыми палочками. Затем проведите такую – же работу с падающими палочками, лежащими, изогнутыми.

Учите слушать звуки родного языка. Для начала отработайте громкость звуков (громко - тихо). Затем высоту звуков (высоко или низко звучит звук?). Определяйте твёрдость - мягкость звуков. Например: Б – твёрдый, БЬ – мягкий. Попросите ребёнка сказать звук наоборот. Вы – твёрдо, он – мягко. Вы – мягко, он – твёрдо.

А, О, У, Э, Ы, И, (Я, Е, Ё, Ю) – гласные. Их можно протянуть, пропеть. (Их обозначают красным цветом).

Остальные звуки свистят, шипят, рычат и т.д. но не поются.

Й, Ч, Щ – всегда твёрдые. (Их обозначают синим цветом).

Ж, Ш, Ц – всегда мягкие. (Их обозначают зелёным цветом).

Остальные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими. И цветовое обозначение звука так – же меняется.

Б,    В,    Г,   Д,    З,   К,   Л,    М,   Н,    П,   Р,   С,   Т.    Ф,   Х.

БЬ, ВЬ, ГЬ. ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.

Так зачем же это цветовое обозначение? Ребёнок, не зная букв, может обозначить слово цветом. Такая работа поможет избежать пропуска букв при письме. И это проходят в первом классе.

 

Каждый день занимайтесь с одним звуком. Называйте ребёнку слова, и просите сказать, есть ли этот звук в слове?  Положите несколько картинок, и попросите взять только картинки с заданным звуком. Пусть ребёнок сам придумает слова с этим звуком.

+

 

 

 

 

Если слово начинается с этого звука, значит, он стоит самый первый.

 

 

+

 

 

 

Если и перед этим звуком, и после него есть другие звуки, значит, звук стоит в середине слова.

 

 

 

+

 

 

Если же после этого звука нет других звуков, значит, он стоит в конце слова.

Нарисуйте картинки с данным звуком в начале, середине и в конце слова. Обозначьте точкой, где находится звук.

Данная схема не обозначает, что в слове всего три буквы, звука. Это обозначение местоположения звука в слове. (В слове могут быть несколько заданных звуков).

+

+

 

 

 

+

 

+

 

 

Проговаривайте слова по слогам. Отхлопывайте слоги. Поверьте, не все дети сразу смогут верно отхлопать и назвать, сколько слогов в слове.

Говорите первый слог слова, давая возможность ребёнку придумать несколько вариантов слов. Например: МА-ша, МА-шина, МА-газин и т.д.

Попросите ребёнка рассказать о любом предмете. Если это вызывает трудности, воспользуйтесь схемой. (Название предмета, цвет, форма, величина. Можно описать действия с данным предметом, для чего и как его используют.).

Возьмите две любые картинки и попросите ребёнка придумать с ними предложение. Например: ЗЕБРА, КАРАНДАШ. МЫ НАРИСОВАЛИ КАРАНДАШОМ ЗЕБРУ. ЗЕБРА ГРЫЗЁТ КАРАНДАШ. ЗЕБРА ПЕРЕПРЫГНУЛА ЧЕРЕЗ КАРАНДАШ. Зебра взяла карандаш и нарисовала себе полоски. Вариантов может быть множество.

Затем можно попробовать то же самое с тремя картинками. Если вы берёте больше трёх, не нужно стараться проговорить их в одно предложение. Сочините сказку, используя данные картинки.

Сочинение сказок – очень увлекательное занятие. Особенно если участвует несколько человек. Каждый может сказать одно предложение, не теряя смысловой основы сюжета. Наибольшую трудность здесь вызывает выстраивание смысловой линии. Дети перескакивают на следующее действие, не умея продолжить сюжет соседа. Сказка может получиться скучной и не красивой. Например: ЖИЛА БЫЛА КОШКА. ПОШЛА ОНА ГУЛЯТЬ. ЗАЛЕЗЛА НА ДЕРЕВО. ПОТОМ ПОШЛА ЕСТЬ. ПОТОМ ПОШЛА ДОМОЙ. ПОТОМ ПОШЛА ГУЛЯТЬ. ПОТОМ ПОШЛА СПАТЬ. Для правильно рассказанной сказки необходимо повторять несколько слов из предыдущего предложения, сказанного соседом. И конечно же добавлять подробности, какая кошка, что именно она ест и где именно она гуляет и т.д. Например: ЖИЛА БЫЛА РЫЖАЯ КОШКА. КОШКА ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА ГУЛЯТЬ ВО ДВОРЕ. ОДИН РАЗ ПОШЛА ОНА ГУЛЯТЬ, И УВИДЕЛА БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. ЗАЛЕЗЛА КОШКА НА ДЕРЕВО И СЕЛА ОТДОХНУТЬ. ДОЛГО СИДЕЛА КОШКА, ПРОГОЛОДАЛАСЬ, СЛЕЗЛА ОНА И ПОШЛА ДОМОЙ. А ДОМА РЫЖАЯ КОШКА ПОПИЛА МОЛОЧКА, СЬЕЛА КОТЛЕТКУ И ЛЕГЛА СПАТЬ.

 

Занимайтесь с ребёнком постоянно; в автобусе, по дороге в садик, готовя ужин и просто в свободную минутку. Занимайтесь без напряжения, что бы ребёнок был уверен, что вы с ним играете. Полноценные регулярные занятия очень хороши, но не забывайте про игру. И не забывайте, что то, что кажется лёгким вам, может быть очень сложным для вашего ребёнка.


Версия
для людей с
ограниченными
возможностями

НОКОД

Изменения на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
546694

Кто на сайте

Сейчас 22 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика